Из Энциклопедии исчезнувших деревень

В особом ряду среди множества ремесел, которые за конский хвост держатся, будут ремесла, связанные со службой в ямской гоньбе, да занятиями легковым и ломовым извозом…»
Транспорта, кроме коня, не было, не было и электронных средств связи. А на коне до Дальнего Востока не доскачешь. Но, надо сказать, это была довольно оперативная связь. Известно о ней уже с 10 века. Называлась она повозом, а впоследствии стала ямской гоньбой и была государевой службой.
Все дороги в России были разделены на ямы или ямские станы, которые находились друг от друга верстах в сорока- пятидесяти. Там жили ямщики, или выбранные обществом или добровольно взявшиеся нести общественную повинность. Им государство платило деньги, выдавало хлеб на пропитание лошадей, и наделяло землей.
В заботы ямщицкой слободы входила помимо извоза и почтовой гоньбы расчистка дорог вместе с сельским миром, ремонт их, содержание ночлега и пропитания для проезжающих.
А важные государственные курьеры с почтой мчались на перекладных, не останавливаясь, преодолевая гигантские расстояния в кратчайший срок.
Вот вам цитата из Николая Васильевича Гоголя для ощущений: “Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух”.
Скольких поэтов, композиторов вдохновила ямщицкая тройка и песня:
“Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика;
То раздолье удалое,
То сердечная тоска...
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег... Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.”
Были по городам извозчики, кучеры… Их было очень много. Они подразделялись на ломовиков, которые перевозили грузы, на легковых, возивших людей. А легковые в свою очередь делились на биржевых, возивших богатых господ, на лихачей или ухорских…
Вот у меня есть такая цифра: в 1900 году в Санкт-Петербурге было 16 тысяч легковых и 2.5 тысячи ломовых. И все они были выходцами из деревни…