Уровень Инфляции в России (по годам). Уровень Инфляции в России (по годам) Что в период с

Обзор документа

Подготовлен прогноз социально-экономического развития нашей страны на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг.

Приведены основные тенденции, которые наблюдаются в 2012 г. В целом, продолжается рост российской экономики. За 7 месяцев этого года, по оценке Минэкономразвития, прирост ВВП к соответствующему прошлому периоду составил 4,2%. Это связано с высокой динамикой промышленного производства, финансовой деятельности, розничной и оптовой торговли. Помесячный рост реальной зарплаты с января по июль устойчиво превышал 10% (за исключением марта). На рынке труда растет занятость в большинстве секторов, а безработица опустилась до рекордно низкого уровня.

Прогноз на 2013-2015 гг. составлен в нескольких вариантах в зависимости от динамики цен на нефть и темпов роста мировой экономики.

Для разработки предстоящего федерального бюджета в качестве базового предлагается умеренно-оптимистичный вариант. Он характеризуется относительным повышением конкурентоспособности экономики страны (усиливаются тенденции к импортозамещению) и улучшением инвестиционного климата. Предполагаются умеренное увеличение госрасходов на развитие инфраструктуры и ускоренный рост зарплаты бюджетников в 2014-2015 гг. Рост ВВП в 2013-2015 гг. планируется на уровне 3,7%-4,5%, курс долл. США - 32,4-33,7 руб. За основу взяты относительно благоприятные условия: восстановление мировой экономики темпами 3,3%-4,0% в год и стабилизация цены на нефть Urals в диапазоне 97-104 долл. США за баррель.

Отражены тенденции развития мировой экономики. Отдельно дается прогноз относительно Украины, Казахстана и Белоруссии. Проанализированы нефтяной, газовый, с/х и металлургический рынки.

Обозначены основные приоритеты экономической политики. Это, в частности, переход к бюджетному правилу и снижение инфляции. Соцразвитие и инвестиции в человеческий капитал. Снижение административного давления на бизнес. Модернизация оборонного комплекса и вооруженных сил. Диверсификация экономики. Сбалансированное региональное развитие. Улучшение инвестиционного климата.

Также определены приоритетные направления налоговой, таможенно-тарифной, бюджетной, промышленной и внешнеэкономической политики.

Изложены планы по развитию социальной сферы (образования, здравоохранения, спорта и туризма, культуры, жилищного обеспечения).

уровень инфляции

Инфляция в России

Годовая инфляция в России по итогам 2018 года составила 4,3%, при ключевой ставке на конец года в 7,75%. Надо отметить, что инфляция в России против 2017 года выросла в 1,7 раза, хотя и остаётся достаточно низкой за всю историю страны.

Цель по инфляции на конец 2019 года и 2020 год Банк России скорректирована на заседании Совета Директоров от 14 июня 2019 года, которое было сделано на основании анализа ситуации на рынке, а именно:

Продолжается замедление годовой инфляции. В мае инфляционные ожидания населения и ценовые ожидания предприятий существенно не изменились, оставаясь на повышенном уровне. Рост экономики в первом полугодии 2019 года складывается ниже ожиданий Банка России. По сравнению с мартом краткосрочные проинфляционные риски снизились. В этих условиях с учетом проводимой денежно-кредитной политики Банк России снизил прогноз годовой инфляции по итогам 2019 года с 4,7–5,2 до 4,2–4,7%. В дальнейшем, по прогнозу Банка России, годовая инфляция будет находиться вблизи 4%.


Первоначальное заявление, косающееся прогноза по инфляции на 2018 - 2020 годы Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сделала ещё по итогам заседания Совета директоров ЦБ РФ от 14 сентября 2018 года:
... реализовались инфляционные риски со стороны внешних условий. В результате прогноз инфляции повышен даже с учетом принятых сегодня решений. Мы ожидаем инфляцию в интервале 3,8–4,2% по итогам 2018 года, 5–5,5% по итогам 2019 года с возвращением к 4% в 2020 году.

На пресс-конференции, которая состоялась по итогам заседания Совета директоров ещё 15 сентября 2017 года, Председатель Банка России Эльвира Набиуллина сказала уточнила описание цели по инфляции:
Инфляция достигла 4%, и мы хотели бы дополнительно уточнить описание цели.
Нашей целью является инфляция вблизи или около 4%. Почему «вблизи»? Потому что она может колебаться вверх и вниз вокруг 4%.
Раньше мы говорили о горизонте достижения цели, то есть определяли точку, устанавливали конкретный период (например, конец 2017 года), когда мы достигнем целевого значения. Теперь у нас эта цель становится постоянной .

Ниже в таблицах приведены данные годовой инфляции в России за период с 1991 по 2018 годы. Кроме того, будут приводиться внутри годовые (месячные) данные по инфляции на текущий 2019 год.

Для большей наглядности, помимо уровня инфляции в сравнительную таблицу также включены ставка рефинансирования Банка России и ключевая ставка, действующие на конец соответствующего года.

Динамика уровня инфляции в России за 1991 - 2018 годы выглядит так:


Годы Годовая инфляция в России* Ставка рефинансирования, на конец года** (%) Ключевая ставка на конец года (%)**
2018 4,3 - 7,75
2017 2,5 - 7,75
2016 5,4 - 10,00
2015 12,90 8,25 11,0
2014 11,36 8,25 17,0
2013 6,45 8,25 5,50
2012 6,58 8,25 -
2011 6,10 8,00 -
2010 8,78 7,75 -
2009 8,80 8,75 -
2008 13,28 13,0 -
2007 11,87 10,0 -
2006 9,00 11,0 -
2005 10,91 12,0 -
2004 11,74 13,0 -
2003 11,99 16,0
2002 15,06 21,0 -
2001 18,8 25,0 -
2000 20,1 25,0 -
1999 36,6 55,0 -
1998 84,5 60,0 -
1997 11,0 28,0 -
1996 21,8 48,0 -
1995 131,6 160 -
1994 214,8 180 -
1993 840,0 210 -
1992 2508,8 80,0 -
1991 160,4 25,0 -
* Инфляция рассчитывается на основе индексов потребительских цен, публикуемых Федеральной службой государственной статистики.
** Советом Директоров Банка России от 11.12.2015 г. было установлено, что начиная с 1 января 2016 года:
  • значение ставки рефинансирования приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату и её самостоятельное значение в дальнейшем не устанавливается. Изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину.
  • с 1 января 2016 года Правительство Российской Федерации будет использовать ключевую ставку Банка России во всех нормативных актах вместо ставки рефинансирования

По данным Статорганов и Банка России инфляция в годовом измерении за январь-июль 2019 года выглядит так:
*Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к соответствующему месяцу предыдущего года, %
**Динамика потребительских цен по группам товаров и услуг (месяц к предыдущему месяцу, %)

По прогнозу Банка России, который озвучен на Совете директоров Банка России 26 июля 2019 года, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к 4% в начале 2020 года.

По информации Росстата:
В июле 2019 г. по сравнению с июнем 2019 г. индекс потребительских цен составил 100,2%, по сравнению с декабрем 2018 г. – 102,7% (в июле 2018 г. – 100,3%, по сравнению с декабрем 2017 г. – 102,4%).

В июле в 18 субъектах Российской Федерации прирост потребительских цен по сравнению с предыдущим месяцем составил 0,4% и более, самый заметный – в Республике Саха (Якутия) и Рязанской области (0,7%) в результате увеличения цен на услуги на 2,5% и 1,7% соответственно.

Вместе с тем в 12 субъектах Российской Федерации (кроме автономных округов, входящих в состав области) потребительские цены снизились по сравнению с предыдущим месяцем на 0,1% и более, заметнее всего – в республиках Калмыкия (на 1,0%) и Ингушетия (на 0,5%) в результате удешевления продовольственных товаров в среднем на 2,4% и 1,3% соответственно.

В Москве цены выросли за месяц на 0,2%, в Санкт-Петербурге – на 0,3% (с начала года в обоих городах – на 3,0%).

В июле существенное влияние на динамику потребительских цен на продовольственные товары оказало сезонное удешевление плодоовощной продукции. Так, цены на капусту белокочанную снизились на 25,3%, огурцы – на 14,7%, свеклу – на 8,8%, лук репчатый – на 7,9%, картофель – на 6,7%, морковь и бананы – на 4,4%, виноград – на 4,0%. Вместе с тем наблюдалось увеличение цен на яблоки на 5,3%, апельсины – на 1,3%

В таблицах приводятся данные по инфляции и ключевой ставки, взятые с сайтов Банка России и Федеральной службы государственной статистики.

Банк России в предстоящий трехлетний период сохранит преемственность реализуемых принципов денежно-кредитной политики и планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.

В рамках данного режима приоритетной целью денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, то есть поддержание стабильно низких темпов роста цен. Денежно-кредитная политика, направленная на контроль над инфляцией, будет способствовать достижению более общих экономических целей, таких как обеспечение условий для устойчивого и сбалансированного экономического роста и поддержание финансовой стабильности.

Реализация денежно-кредитной политики Банка России предполагает установление целевого значения изменения индекса потребительских цен. В качестве главной цели денежно-кредитной политики Банка России ставится задача снижения темпов прироста потребительских цен в 2013 году до 5--6%, в 2014 и 2015 годах -- до 4--5%.

Решения в области денежно-кредитной политики Банк России продолжит принимать, как правило, на ежемесячной основе. Будет учитываться, что воздействие мер политики на экономику распределено во времени. В основе решений будут лежать прогнозы инфляции и оценки перспектив экономического роста, а также динамика инфляционных ожиданий и особенности трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. Оценка рисков для достижения цели по инфляции включает анализ факторов как со стороны совокупного спроса и предложения, имеющих кратко- и среднесрочный характер воздействия на инфляционные процессы, так и со стороны денежного предложения, динамика которого определяет средне- и долгосрочную траекторию инфляции.

Реализация денежно-кредитной политики будет основана на управлении процентными ставками денежного рынка с помощью инструментов предоставления и изъятия ликвидности. Изменения краткосрочных рыночных ставок вследствие пересмотра Банком

России ставок по своим инструментам и применения других мер денежно-кредитного регулирования влияют через различные каналы трансмиссионного механизма на средне- и долгосрочные процентные ставки и в конечном итоге на уровень деловой активности и инфляционное давление в экономике. Таким образом, процентная политика будет играть ключевую роль в процессе реализации денежно-кредитной политики.

Благодаря реализации Банком России в последние годы комплекса мер, направленных на совершенствование системы инструментов, а также на повышение гибкости валютного курса рубля, была достигнута большая управляемость процентными ставками денежного рынка. В среднесрочной перспективе важной стратегической задачей будет выстраивание более действенного трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики, а также повышение доверия к Банку России как органу, отвечающему за ценовую стабильность, что создаст основу для лучшего управления инфляционными ожиданиями субъектов экономики.

В целях дальнейшего повышения действенности процентной политики Банк России в предстоящий трехлетний период продолжит постепенно увеличивать гибкость механизма курсообразования и к 2015 году предполагает осуществить переход к плавающему валютному курсу, отказавшись от использования связанных с уровнем курса операционных ориентиров курсовой политики. Соответственно, в рамках данного режима проведение регулярных валютных интервенций с целью воздействия на динамику курса рубля будет прекращено.

Одной из основных задач Банка России в среднесрочной перспективе будет оставаться обеспечение финансовой стабильности. Банковская система является основным звеном передачи сигналов процентной политики в реальный сектор экономики. Таким образом, финансовая стабильность выступает необходимым условием нормального функционирования трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики. При этом от степени устойчивости и эффективности работы системы финансового посредничества зависит не только выполнение главной цели денежно-кредитной политики по поддержанию ценовой стабильности, но и состояние общего макроэкономического равновесия. Банк России будет продолжать совершенствовать инструменты мониторинга системы финансового посредничества (в том числе постоянный анализ движения цен на рынках активов, тенденций в динамике денежных агрегатов и кредитной активности), чтобы при возникновении угрозы финансовой стабильности иметь возможность оперативно принять соответствующие меры в области денежно-кредитной политики и банковского регулирования и надзора.

В целях поддержания финансовой стабильности предполагается уделять повышенное внимание своевременной идентификации и оценке системных рисков в банковском секторе и на иных сегментах финансовых рынков, обеспечению прозрачности деятельности кредитных организаций. Одним из основных инструментов реализации этих задач послужит развитие риск-ориентированных подходов при осуществлении надзора, базирующихся на лучшей зарубежной практике. Продолжится использование дифференцированного режима надзора за отдельными кредитными организациями в зависимости от их системной значимости, уровня прозрачности, сложности бизнеса и степени соблюдения регулятивных норм. В отношении системно значимых банков с учетом международного опыта и особенностей национальной экономики будут применяться дополнительные механизмы регулирования и контроля.

Достигнутые условия вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) позволят сохранить сложившиеся условия конкуренции в банковском секторе и создать дополнительные механизмы доверия к равенству регулятивных условий деятельности российских банков вне зависимости от источника происхождения капитала.

Успешность реализации стратегии денежно-кредитной политики во многом будет определяться эффективностью решения задач по развитию инфраструктуры финансовых рынков и расширению их емкости. Одним из важных направлений деятельности Банка России останется содействие развитию рынка производных финансовых инструментов, предоставляющего субъектам экономики возможности по хеджированию курсового и процентного рисков, одновременно с формированием современных механизмов регулирования и надзора за рисками кредитных организаций на указанных сегментах финансового рынка.

Банк России также продолжит уделять внимание совершенствованию российской национальной платежной системы, эффективная работа которой, в том числе во взаимодействии с зарубежными платежными системами, является необходимым условием повышения действенности мер денежно-кредитного регулирования и развития внутреннего финансового рынка.

Важное значение с точки зрения успешности реализации единой государственной денежно-кредитной политики имеет координация усилий Банка России и Правительства Российской Федерации. Высокая степень влияния регулируемых цен и тарифов на темпы роста потребительских цен обусловливает целесообразность принятия решений об их индексации с учетом целевых ориентиров по инфляции. Результативность денежно-кредитной политики также во многом зависит от состояния государственных финансов. Последовательное проведение бюджетной политики, направленной на постепенное сокращение ненефтегазового дефицита бюджета и обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, будет вносить позитивный вклад в поддержание финансовой и общей макроэкономической стабильности, создавая, таким образом, благоприятные условия для экономического роста и достижения целей денежно-кредитной политики.

Банк России продолжит расширять практику регулярного разъяснения широкой общественности целей и содержания денежно-кредитной политики, приводить оценки макроэкономической ситуации, послужившие основанием для его решений. Развитие информационного взаимодействия Банка России с обществом будет способствовать улучшению управления инфляционными ожиданиями и создавать фундамент для обеспечения доверия экономических агентов к Банку России и проводимой денежно-кредитной политике.

Принцип начисления страховой пенсии в точности повторяет любую программу накопительного страхования. Суть методики заключается в том, что человек на протяжении всей своей трудовой деятельности платит взносы с заработной платы и, в итоге, по выходу на заслуженный отдых получает накопленную сумму. Страховым случаем в этой ситуации является нетрудоспособность.

Финансовые средства, накопленные за весь период работы, человек получает не единожды и в полном объеме, а ежемесячно, практически в равных долях. Но с учетом нынешнего уровня инфляции сумма не может все время оставаться на одном уровне. Для этого и необходимаиндексация страховой части пенсии. Её размер будет зависеть от выполняемых требований. Поэтому о своей жизни после выхода на заслуженный отдых нужно думать как можно раньше.

Что такое страховая пенсия?

Прежде чем определиться, что такое индексация страховой части пенсии, нужно разобрать значение самого этого понятия.

Данный вид выплат обозначает денежную компенсацию гражданам, имеющим страховой полис и по какой-либо причине являющимся нетрудоспособными. Это может объясняться пожилым возрастом, присвоением инвалидной группы, наличием нетрудоспособных членов семьи, потерей кормильца.

В данный вид выплат включаются две составляющие. Это непосредственно страховая пенсия, по которой и начисляется индексация страховой части трудовой пенсии, и фиксированная сумма.

Какие существуют виды страховой пенсии

Страховая пенсия положена не только гражданам, находящимся на заслуженном отдыхе, но и другим лицам с имеющимися на то причинами. Основаниями для получения данных начислений являются:

  • достижение пенсионного возраста;
  • группа инвалидности, подтвержденная заключением медицинской комиссии;
  • потеря кормильца.

Каковы условия получения страховой пенсии по возрасту

Не все лица преклонного возраста имеют право на получение выплат по страховой пенсии. Для этого должны быть соблюдены определенные условия, к которым относятся:

  1. Возраст. Чтобы получить возможность получать пенсию, мужчина должен достичь шестидесяти лет, а женщина - пятидесяти пяти.
  2. Трудовой стаж. В период с 2015 по 2024 год эта величина выросла с шести лет до пятнадцати - ежегодно на единицу.
  3. Величина персонального пенсионного коэффициента. В период с 2015 по 2025 год это число возрастет с 6,6 до 30 - ежегодно на 2,4.

Что такое страховой стаж

Величина начисляемых выплат непосредственно влияет на размер индексации страховой части пенсии. Сумма, которая положена гражданину, находящемуся на заслуженном отдыхе, зависит от нескольких факторов. Одним из таких условий является трудовой стаж.

Страховой стаж - эта суммарная величина всех рабочих периодов. Сюда включены и другие виды деятельности. То есть те обстоятельства, из-за которых человек временно не занимался трудом. Они учитываются при расчете размера пенсионных выплат.

Все то время, в течение которого в поступали взносы, прибавляется к трудовому стажу. Как правило, это происходит при определенных ситуациях. К ним относится:

  • служба в вооруженных силах или силовых структурах (в милиции, на таможне, в прокуратуре, судебных органах);
  • временная невозможность работать вследствие болезни;
  • декретный отпуск, но отпуск по уходу за всеми детьми при этом не должен быть более шести лет;
  • положение из-за переезда или перевода своей организацией в другое место;
  • участие в работах под общественным началом;
  • пребывание под арестом вследствие незаконного обвинения или репрессирования;
  • уход за нетрудоспособным человеком с первой группой инвалидности, за ребенком-инвалидом и лицом преклонного возраста старше восьмидесяти лет;
  • период проживания жен военных в местах с невозможностью трудоустроиться (это время не должно превышать пяти лет);
  • период проживания членов семьи работников дипломатических организаций за рубежом (учитываются только первые пять лет).

Добавляется перечисленное время к трудовому стажу только в том случае, если перед или после такого периода велась трудовая деятельность.

Что такое индексация пенсии?

В последнее время правительством контролируется страховая часть пенсии. Индексация - это увеличение размера выплат, которое производится ежегодно. На повышение уровня индексации влияет снижение покупательской способности самого чувствительного слоя населения.

Так как существует страховая часть пенсии (индексация которой рассматривается в нашей статье) и социальная, то способ их перерасчета имеет отличия. На уровень увеличения размера социальных пособий влияет величина прожиточного минимума для каждого региона. А индексация страховой части пенсии зависит от социальных начислений, и доходности Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как определяются индексы для перерасчета

Коэффициент индексации страховой части пенсии пересчитывается согласно экономическим показателям, в частности, темпам инфляции. Но при этом размер доплат не будет превышать возможности государственного бюджета. По этой причине ежегодный перерасчет регулируется законом. На процесс влияет не только финансовое положение в государстве, но и социальная ситуация. К данной корректировке правительством были учреждены дополнительные надбавки согласно специальным указам и постановлениям.

Индексация страховой части пенсии по годам имела разное значение, и проследить её динамику довольно-таки сложно, ведь на перерасчет повлияли различные факторы. До 2013 года порядок расчета коэффициента был одним. Затем финансовая ситуация в Российской Федерации начала усугубляться, и перерасчет стал полностью отражать положение в стране. Так, в 2016 г. граждане, пребывающие на заслуженном отдыхе, получили пенсии на уровне предыдущего года. Индексация была назначена разово, и её коэффициент составил четыре процента.

Какова динамика начисления индексации

В предыдущем году, как уже упоминалось, лишь единожды была пересчитана страховая часть пенсии. Это было обусловлено снижением нагрузки на бюджет государства. Индексация же в этом году предусматривает два увеличения. Одно запланировано на первые числа февраля, другое произойдет в апреле. Именно такой порядок предусмотрен законодательством.

Индексация страховой части пенсии каждый год имела разное значение:

  • в 2010 году - 6,3 %;
  • в 2011 - 8,8%
  • в 2012 - 10,65%;
  • в 2013 - 10,12%;
  • в 2014 - 8,31%;
  • в 2015 - 11,4%;
  • в 2016 - 4%;
  • в 2017 - 5,8%.

Как будет произведен перерасчет в 2017 году?

Чтобы хоть как-то компенсировать выплаты 2016 года, правительством было принято решение о начислении фиксированной суммы в размере пяти тысяч рублей.

Корректировочный коэффициент текущего года зависит от размера пенсии, который был сформирован по окончании 2016 года. Так как индекс инфляции составил 5,8 процента, то расчетная величина будет равна 1,058.

В соответствии с установленным на текущий год индексом, средние по России размеры страховых пенсий составили:

  • по возрасту - 13 620 рублей;
  • по наличию группы инвалидности - 8 457 рублей;
  • по потере кормильца - 8 596 рублей.

Если не учитывать фиксированные выплаты, то можно сказать, что в данный период проводится не индексация страховой части, а скорее её корректировка.

Первая корректировка, проводимая 1 февраля, учитывает величину роста потребительских цен за прошлый год. Этот перерасчет является обязательным для исполнения. Вторая же во многом зависит от доходности и в соответствии с ней правительство устанавливает коэффициент. Но индексация, проводимая первого апреля, по соответствующему указу может не осуществляться.

Что следует знать о медиации?
Сообщается о практике применения судами Закона об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) за период с 2013 по 2014 г. В частности, обращается внимание на следующее.
По состоянию на четвертый квартал 2014 г. более чем в 60 регионах были созданы организации, осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации. Это преимущественно некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ООО. Также указанная деятельность осуществляется некоторыми территориальными палатами Торгово-промышленной палаты РФ, региональными представительствами Российского союза промышленников и предпринимателей и подразделениями вузов.
Необходимо учитывать, что суд не вправе утверждать мировое соглашение в части, изменять или исключать из него какие-либо условия, согласованные сторонами. Вместе с тем он может предложить сторонам исключить из мирового соглашения отдельные условия, противоречащие закону или нарушающие права и законные интересы других лиц. При этом ГПК РФ и АПК РФ не ограничивают право сторон заключить мировое соглашение после принятия судебного постановления или судебного акта и до возбуждения производства по делу в вышестоящей инстанции или исполнительного производства.
На практике случается, что примирительные процедуры используются в целях злоупотребления процессуальными правами и затягивания судебного разбирательства. Так, сторона просит отложить предварительное судебное заседание или судебное разбирательство, ссылаясь на проведение медиации или обращение за содействием к суду или посреднику в целях урегулирования спора. А потом она отказывается или уклоняется от участия в примирительной процедуре. В подобных случаях суд вправе отнести на такую сторону все судебные расходы по делу, если признает причины такого отказа или уклонения неуважительными, направленными исключительно на затягивание судебного разбирательства.
Следует помнить, что расходы на оплату услуг медиатора или организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации, не относятся к судебным издержкам.
Лица, участвующие в деле, вправе знакомиться с его материалами. Медиатор к числу таких лиц не относится. В случае присутствия медиатора в судебном заседании суд не совершает в отношении него каких-либо процессуальных действий, которые в соответствии с ГПК РФ и АПК РФ совершаются в отношении лиц, участвующих в деле. Напр., установление его личности, разъяснение каких-либо прав, указание на явку медиатора в протоколе судебного заседания.

Похожие публикации