Ставка ндс 15 процентов. «Слоеный НДС» или два процента с сюрпризом. Налоговый кредит и налоговое обязательство

УСН 15% - достаточно привлекательный налоговый режим. В статье мы расскажем, в чем преимущество работы на УСН 15 процентов и какие у нее есть недостатки.

Что такое упрощенная система налогообложения 15 процентов

Как известно, упрощенная система налогообложения - это специальный налоговый режим. Для организаций он предполагает замену единым налогом таких налогов, как (п. 2 ст. 346.11 НК РФ):

  • налог на прибыль;
  • налог на имущество;

В некоторых ситуациях все эти налоги все же нужно уплачивать. Об исключениях читайте в наших материалах:

О порядке уплаты налога на имущество при применении упрощенной системы налогообложения читайте в .

УСН 15 процентов - это разновидность «упрощенки», при которой единый налог рассчитывается с разницы между доходами и расходами по ставке 15% (п. 2 ст. 346.18, п. 2 ст. 346.20 НК РФ).

При применении упрощенной системы налогообложения (с любым объектом) плательщик должен не позднее 25 дней по окончании 1, 2, 3 кварталов исчислять и уплачивать авансовые платежи. По итогам года уплачивается остаток налога (не позднее 30 марта юридическими лицами и не позднее 30 апреля индивидуальными предпринимателями) и подается декларация.

Если по итогам года величина налоговой базы окажется очень маленькой или если расходы, учитываемые при исчислении налога, превысят полученные доходы, то заплатить налог в соответствии с произведенным расчетом или избежать уплаты налога не получится. Дело в том, что особенностью уплаты налога для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения «доходы минус расходы», является необходимость сравнить рассчитанный по итогам года налог по ставке 15% и минимальный налог, рассчитанный как 1% от суммы полученных за год доходов. Если рассчитанный минимальный налог окажется больше, чем налог, рассчитанный в обычном порядке, то уплате подлежит обязательный минимальный размер налога.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Формируя сумму минимального налога к уплате, из его рассчитанной величины нужно вычесть суммы исчисленных авансовых платежей. Такой порядок следует из п. 5.10 порядка заполнения декларации по УСН (утв. приказом ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@).

В чем преимущества работы на УСНО 15%

Безусловно, работа на УСН 15% «доходы - расходы» выгодна, т. к. в сравнении с общей системой налогообложения она существенно снижает налоговое бремя, а также сокращает трудоемкость учетной и отчетной работы.

Подробнее см.:

  • « » ;

В отличие от системы ЕНВД упрощенная система позволяет платить налог по фактически полученной выручке, а не исходя из виртуального вмененного дохода.

См. .

От своей «сестры» – «упрощенки» 6% она отличается тем, что дает возможность снизить налоговую нагрузку за счет расходов.

См. .

Кому не подходит «упрощенка» 15 процентов и в чем ее минусы

Прежде всего упрощенная система налогообложения не подходит тем, кто не проходит по общим условиям ее применения: годовому доходу, лимиту численности, порогу стоимости ОС и другим ограничениям, установленным ст. 346.12 НК РФ.

Поскольку ставка «доходно-расходной» упрощенки выше, чем ставка по УСН «доходы», она не устроит тех, у кого доля расходов невелика. Здесь также важно, что при УСН 15 расходы можно учесть не все, а только те, что прямо указаны в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

См. также .

Кром того, УСН 15% (впрочем, как и УСН 6%) может быть невыгодна тем, чьи контрагенты являются плательщиками НДС, заинтересованными в налоговом вычете. Конечно, с целью сохранения партнерских отношений можно предъявлять налог таким покупателям, но - только в виде исключения. Ведь выставление счета-фактуры с НДС влечет обязанность уплатить налог в бюджет (п. 5 ст. 173 НК РФ), и если это делать массово, то смысл применения «упрощенки» теряется.

Итоги

Применение УСН 15% позволяет снизить трудоемкость не только учетной работы, но и налоговое бремя для налогоплательщиков с достаточно высокой долей расходов, которые учитываются при исчислении единого налога. Однако полностью избежать уплаты налога не получится, поскольку законодательно установлено требование об уплате минимального налога при невысокой или отрицательной величине налоговой базы.

Федеральным Законом РФ от 07.07.2003г. №117-ФЗ внесены изменения и дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также признаны утратившими силу некоторые законодательные акты (положения законодательных актов) Российской Федерации. Настоящий Федеральный Закон вступает в силу с 1 января 2004г.

Мы рассмотрим изменения, которые были внесены в главу 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» . Основное изменение – это снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%. Изменилась, соответственно, и расчетная налоговая ставка, указанная в п.4 ст.158 НК РФ – она стала 15,25 % (вместо 16,67 %). Остальные изменения внесенные в главу 21 НК РФ носят чисто технический характер и связаны с отменой налога с продаж и акциза на природный газ.

В связи с изменением ставки НДС с 1 января 2004 г. у налогоплательщиков могут возникнуть трудности при исчислении суммы НДС если отгрузка товара и его оплата происходят в разные отчетные периоды.

Ситуация 1. Отгрузка в 2003г. , оплата – в 2004г.

Согласно сложившейся практике все изменения порядка применения косвенных налогов, в том числе налога на добавленную стоимость, вводятся, как правило, с даты, определяемой фактом отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг (Письмо УМНС РФ по г.Москве от 6 августа 2001 г. N 02-11/36153).

Обратимся к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

- по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются без НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) налогообложение не производится; (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).

В случае введения согласно ст. 149 Кодекса с 1 января 2001 года налогового освобождения по товарам (работам, услугам), не предусмотренного ранее ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются с НДС. В случае, если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) сумма налога подлежит перечислению в бюджет в общеустановленном порядке; (в ред. Приказа МНС РФ от 22.05.2001 N БГ-3-03/156).

Аналогичная позиция изложена в Письме МНС РФ от 8 января 2002 г. N ШС-6-03/6@ "О применении НДС на медицинскую продукцию, периодическую печатную и книжную продукцию". Напомним, что с 1 января 2002 г на указанную продукцию, ранее освобожденную от НДС, была введена ставка 10 %. Письмом разъясняется, в частности, что оплата, поступающая после 31 декабря 2001 г. продавцам по этим товарам (работам, услугам), отгруженным по 31 декабря 2001 г. включительно, в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.

Таким образом, руководствуясь сложившейся практикой, мы приходим к следующему выводу: при отгрузке товаров (работ, услуг) в 2003г. и оплате за них в 2004г. необходимо использовать ставку НДС 20%. При этом покупатель, оплативший товары (работы, услуги) в 2004 г. имеет право принять к вычету уплаченную сумму налога в соответствии со ст.171 , 172 НК РФ.

Следует отметить, что существует и другая позиция по данному вопросу. Согласно ст.167 НК РФ дата возникновения обязанности по уплате НДС определяется в соответствии с принятой налогоплательщиком учетной политикой: либо по мере отгрузки товаров, либо по мере ее оплаты. В связи с этим для налогоплательщиков, у которых учетная политика в целях исчисления НДС «по оплате» , момент определения налоговой базы по НДС возникает в 2004 г. , следовательно, должна использоваться ставка 18 %. При этом следует учитывать, что налогоплательщик обязан выставить счет-фактуру в течении пяти дней со дня отгрузки товаров (работ, услуг) , т.е. в 2003г. по действующей на данный момент ставке 20%. По нашему мнению такая позиция не является правильной, поскольку объект налогообложения возникает при реализации товаров (работ, услуг) , т.е. в 2003г., следовательно должна применяться ставка 20% .

Ситуация 2. Оплата в 2003г. , отгрузка – в 2004г.

Согласно пп.1 п.1 ст.162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Следовательно, налогоплательщики при получении предоплаты в 2003г. обязаны уплатить НДС с аванса по действующей ставке 20%. Если отгрузка товаров (работ, услуг) осуществляется с 1.01.2004г., то счет-фактура выставляется покупателю с использованием ставки НДС 18%. При этом, согласно п.8 ст.171, п.6 ст.172 НК РФ суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг), подлежат вычетам после даты реализации соответствующих товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Таким образом, налогоплательщики при отгрузке в 2004г, исчисленную сумму НДС (по ставке 18%) имеют право уменьшить на сумму налога, исчисленную и уплаченную с аванса (по ставке 20%). Предполагаем, что в этом случае есть риск возникновения споров с налоговыми органами.

Обратимся еще раз к порядку налогообложения, изложенному в п.31 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 20.12.2000 N БГ-3-03/447.

31. В случае отмены с 01.01.2001 налогового освобождения по товарам (работам, услугам), действовавшего по 31.12.2000 (включительно) в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и если оно не предусмотрено статьей 149 Кодекса, применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС.

В случае введения согласно ст. 149 Кодекса с 1 января 2001 года налогового освобождения по товарам (работам, услугам), не предусмотренного ранее ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", применяется следующий порядок налогообложения:

- по товарам (работам, услугам), оплаченным полностью, но не отгруженным до 31.12.2000 включительно, счета - фактуры выставляются начиная с 01.01.2001 покупателям без НДС, в том случае если с покупателем произведен соответствующий перерасчет, предусматривающий возврат суммы налога, полученного при поступлении предоплаты и включенного в декларацию продавцом при получении от покупателя этой предоплаты. По итогам указанных перерасчетов с покупателем производятся в установленном порядке перерасчеты с бюджетом.

Требование налоговых органов о проведении перерасчетов с покупателями соответствует природе косвенных налогов, как налогов, фактически уплачиваемых покупателями в составе цены товара (работы, услуги) . Такая позиция подтверждена арбитражной практикой. Обратимся к Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.98 N 2345/98, касающегося вопроса о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, уплаченного с оборотов по реализации мороженого.

ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рассмотрел протест первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на решение арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.97 по делу N А43-4032/97-16-143 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.01.98 по тому же делу.

Заслушав и обсудив доклад судьи, Президиум установил следующее.

Акционерное общество открытого типа "Хладокомбинат "Окский" обратилось в арбитражный суд Нижегородской области с иском к Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району города Нижнего Новгорода и Государственной налоговой службе Российской Федерации о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на добавленную стоимость в сумме 1 639 960 800 рублей.

Решением от 03.11.97 суд обязал Госналогинспекцию по Ленинскому району возвратить АООТ "Хладокомбинат "Окский" из бюджета 1 639 960 800 рублей. В отношении иска, предъявленного к Госналогслужбе России, производство по делу прекращено.

Федеральный арбитражный суд Волго - Вятского округа Постановлением от 26.01.98 решение оставил без изменения.

В протесте первого заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации предлагается названные судебные акты в части удовлетворенного искового требования отменить и в иске в этой части отказать. В остальной части судебные акты оставить без изменения.

Президиум считает, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, АООТ "Хладокомбинат "Окский", занимающийся производством и реализацией мороженого, в период с ноября 1995 года по апрель 1997 года перечислило в бюджет налог на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого по ставке в размере 20 процентов вместо 10 процентов. В результате, по мнению акционерного общества, в бюджет излишне уплачено 1 639 960 800 рублей.

Судебные инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходили из того, что при определении сумм подлежащего уплате в бюджет налога на добавленную стоимость с оборотов по реализации мороженого должна применяться ставка в размере 10 процентов.

Между тем в соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 06.12.91 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" этот налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Согласно статье 7 указанного Закона реализация товаров (работ, услуг) предприятиям производится по ценам (тарифам), увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость. При этом в расчетных документах на реализуемые товары (работы, услуги) сумма налога указывается отдельной строкой. Реализация товаров (работ, услуг) населению производится по ценам и тарифам, включающим в себя сумму налога на добавленную стоимость по установленной ставке.

Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.

Следовательно, налог на добавленную стоимость, уплаченный АООТ "Хладокомбинат "Окский" в бюджет с оборотов по реализации мороженого, представляет собой разницу между суммами налога, уплаченными истцу покупателями мороженого, и суммами налога, уплаченного им поставщикам.

Из материалов дела следует, что акционерное общество за период с ноября 1995 года по апрель 1997 года реализовывало мороженое по цене, включающей в себя налог на добавленную стоимость, исчисленный по ставке в размере 20 процентов. Возврат 10 процентов уплаченных сумм налога на добавленную стоимость покупателям мороженого не производился.

Таким образом, фактически плательщиками налога на добавленную стоимость являлись покупатели мороженого. АООТ "Хладокомбинат "Окский", уплачивая в бюджет налог, исчисленный по ставке в размере 20 процентов, не понесло убытков. Требуемые акционерным обществом денежные средства ему не принадлежат.

При таких обстоятельствах у суда не было оснований для удовлетворения исковых требований.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 187 - 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановил:

решение арбитражного суда Нижегородской области от 03.11.97 по делу N А43-4032/97-16-143 и Постановление Федерального арбитражного суда Волго - Вятского округа от 26.01.98 по тому же делу в части удовлетворенного искового требования отменить.

В иске акционерному обществу открытого типа "Хладокомбинат "Окский" к Государственной налоговой инспекции по Ленинскому району города Нижнего Новгорода о возврате из бюджета 1 639 960 800 рублей отказать.

В остальной части судебные акты оставить без изменения.

И.о. Председателя

Высшего Арбитражного Суда

Российской Федерации

М.К.ЮКОВ

Учитывая вышесказанное, считаем, что при возникновении рассматриваемой ситуации (оплата в 2003г. , отгрузка – в 2004г) после 1 января 2004 г. сторонам сделки следует заключить соглашение о перерасчете стоимости товара.

Пример.

В декабре 2003 г. фирма А заключила договор с фирмой "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" на оказание консультационных услуг по проверке методологии ведения налогового учета и перечислила в порядке 100 – процентной предоплаты 12 000 руб.(в том числе НДС 2000 руб.). Консультационные услуги оказаны в январе 2004 г. В данной ситуации возможны два варианта осуществления перерасчетов.

Вариант 1. Фирма А договаривается с фирмой "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" (путем заключения дополнительного соглашения) о повышении стоимости услуги 12 000 руб. (в том числе НДС 1830 руб.). Тогда стоимость услуги (без НДС) составит 10 170 руб. , а сумма НДС по ставке 18% составит 1830 руб.

В этом случае фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" выставляет фирме А счет-фактуру на сумму 12 000 руб. (в том числе НДС 1830 руб.) и возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в размере 170 руб. (2000 руб. – 1830 руб.). Фирма А увеличит свои расходы на 170 руб. (10 170 руб. – 10 000 руб.) и, следовательно, уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль. Такие расходы признаются расходами прошлых налоговых периодов, выявленными в текущем отчетном периоде. В бухгалтерском учете такие расходы отражают на счете 91 "Прочие доходы и расходы" . В налоговом учете такие расходы относятся к внереализационным (пп.1 п.2 ст.265 НК РФ) и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Вариант 2. Стоимость услуги сохраняется в размере 10 000 руб., а сумма НДС пересчитывается по ставке 18 % и фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" возвращает фирме А излишне уплаченную в составе аванса сумму налога.

В этом случае фирма "ИНТЕРКОМ-АУДИТ" возвращает фирме А 200 руб. (2000руб. – 1800 руб.) и, по итогам таких перерасчетов, возмещает из бюджета излишне уплаченный НДС в сумме 200 руб.

Нынешним летом правительство решило преподнести россиянам две новации: повышение пенсионного возраста и увеличение ставки налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Это, по мнению чиновников, дополнительно принесет федеральной казне по 600 млрд рублей в год. С одной стороны, «сущая мелочь»: общие сборы по НДС в прошлом году вышли на уровень 5 трлн рублей. Так что план финансирования новых «майских указов» ценой 8 триллионов за счет повышения вышеупомянутого налога выполнить не удастся.

Иллюстрация ronstik/shutterstock.com

Справедливая подать

Чего же ждать тогда? Роста цен на потребительские товары, уверены эксперты. Как это будет происходить? Да очень просто, если понять механизм данного налога, считающегося самым экономически «продвинутым» за последние лет сто. Его придумал в 1954 году главный налоговик Франции Морис Лоре взамен допотопного налога с оборота предприятий.

Эта архаичная подать была проста по части администрирования (сбора), но налогоплательщик (например, фабрикант) вынужден был оплачивать «оборотную подать» дважды: когда покупал сырье для производства, в стоимость которого уже входил налог с оборота, и в момент продажи готового товара.

Французский финансист предложил облагать налогом только ту часть себестоимости продукции, которая генерируется самим предприятием, - зарплату персонала, материалы, использованные во внутреннем производстве и пр. Приобретенные на стороне материалы и полученные платные услуги налогом не облагаются, поэтому его и назвали НДС - налогом на добавленную стоимость.

От экономической теории вернемся к потребительской практике. Почему мы говорим о росте цен в магазинах, если увеличение НДС касается лишь части стоимости продуктов и промтоваров? Примером послужит слоеный пирог: чем больше у него коржей, тем выше кулинарное произведение. С ценами и налогом механизм тот же. Допустим, кондитерская фабрика закупила муку, молоко, масло и какао-порошок. Все это пошло на производство конечной продукции - слоеного пирога, - а значит, налогом, казалось бы, не облагается.

Но это не так: в цене ингредиентов НДС уже заложен, ведь в них есть добавленная стоимость - те же зарплаты аграриев. Выходит, там уже появятся два процентных пункта, на которые в России повысят НДС. Эти же проценты «докрутят» себестоимость коржей, которые еще не стали пирогом, и так далее. В итоге рост НДС на два процентных пункта может привести к увеличению себестоимости, а значит, и цена готового пирога вырастет процентов на пять-шесть.

По оценкам ЦБ РФ, в случае поднятия ставки НДС с 18 до 20% цены вырастут на 1%. Другие эксперты полагают, что повышение НДС сведется к разгону инфляции с разовым эффектом около 1,5%. Стало быть, уже в конце 2019 года цены могут вырасти на 4%.

Коты в мешке

Это простой пример, не отражающей всего спектра хозяйственных, инвестиционных и финансовых операций, в которых фигурирует НДС. Следовательно, эффект двух процентных пунктов в абсолютном исчислении может быть больше. Выше мы привели аналогию сбора НДС с выпечкой слоеного пирога. Следующий пример - его можно назвать попаданием котов в черный мешок.

Первый «кот в мешке»: хозяйственная деятельность предприятий - процесс не линейный, а прерывистый. Продавая готовый товар, фабрикант заплатит уже 20-процентный НДС, часть которого возмещается за счет подати, заложенной в цену сырья. Однако от момента продажи до «часа икс», когда налоговая возместит НДС, может пройти немало месяцев. Значит, на все это время у предпринимателя «замораживается» часть оборотных средств.

Чтобы восполнить брешь, производитель вынужден взять кредит - его стоимость также скажется на ценниках, которые при изменении ставки налога на 2 процентных пункта вырастут куда больше, чем на 2%. Ведь процентные пункты - лишь разница между процентами, а сами эти проценты отражают разницу между абсолютными величинами - рублями: сотнями, тысячами, миллионами...

Второй «кот»: есть сектора экономики, где принцип возмещения НДС не работает либо реализация продукции освобождена от НДС. При этом они могут уплачивать налог при закупках на стороне. К ним относится практически весь малый бизнес, использующий в основной деятельности специальные налоговые режимы, учреждения образования, здравоохранения, культуры, финансовый сектор по значительной части операций.

Третий «кот»: в каких отраслях народного хозяйства вырастут издержки и цена продукции при увеличении ставки НДС на 2 процентных пункта? По данным Федеральной налоговой службы, более 70% поступлений внутреннего НДС (налога на товары и услуги, произведенные внутри страны) обеспечили бы шесть секторов экономики: обрабатывающая промышленность (20,7% дополнительных поступлений в бюджет), оптовая и розничная торговля (12,1%), строительство (11,5%), научно-техническая деятельность (9,5%), энергетика (9,1%), услуги информации и связи (8,9%). Поэтому основная нагрузка при повышении НДС ляжет на конечных потребителей продукции именно этих секторов - как на население, так и на бизнес.

Главный по доходам

Сейчас налог на добавленную стоимость занимает первое место в структуре платежей в бюджет. Проиллюстрируем на примере Петербурга. Сборы по НДС полностью уходят в федеральную казну, но городская статистика его тоже учитывает. В январе - апреле 2018 года предприятия и организации северной столицы перечислили в бюджетную систему 380 миллиардов рублей, из которых 119,1 млрд руб. обеспечил НДС. Крупнейший источник поступлений в городскую казну - налог на доходы физлиц - дал бюджету Петербурга 77,1 млрд руб.

В целом для страны налог на добавленную стоимость является, без преувеличения, налогом системообразующим. Например, в 2017-м в бюджет поступило 3,1 триллиона рублей НДС на товары и услуги, произведенные внутри страны (так называемый внутренний НДС), и еще 2,1 трлн рублей НДС на импортируемую продукцию, именуемый внешним НДС. Итого 5,2 триллиона рублей, что немногим меньше 8 триллионов рублей, требуемых для ускорения социально-экономического развития России. Но это еще без учета тех самых двух процентных пунктов, с которых мы и начали рассказ.


Комментарии

Самое читаемое

На Седьмом форуме кредитной кооперации его участники объяснили гражданам, что у кредитной кооперации есть будущее, но и ухо надо держать востро.

Директор филиала Кадастровой палаты Росреестра по Петербургу рассказал, с какими трудностями горожане могут столкнуться при постановке земельного участка на учет.

Через совместный с геологами Поморья поиск алмазов и золота

Извилистыми путями идут наши недропользователи к новым месторождениям. Там, куда протоптаны дороги, уже нечего «брать». А освоение бескрайних просторов тундры и тайги встанет в копеечку.

14 июня премьер-министр России Дмитрий Медведев сообщил о намерении поднять ставку налога на добавленную стоимость (НДС) с 18% до 20%. Повышение ставки, по словам министра финансов Антона Силуанова, принесет бюджету более 600 млрд руб. ежегодно. Как менялся этот вид налога в России - в справке “Ъ”.


1 января 1992 года в России был впервые введен налог на добавленную стоимость. Ставка НДС была установлена на уровне 28%. Однако уже с 1 января 1993 года она была снижена до 20% (льготная ставка - до 10%). Помимо НДС в 1998–2004 годах в регионах дополнительно взимался налог с продаж (не более 5%).

С 1 января 2004 года ставка НДС была снижена до сегодняшних 18%. Решение было принято по предложению Минфина для поддержки инвестиционного роста, а также в условиях роста цен на нефть, который дал дополнительные возможности для снижения налоговой нагрузки. На некоторые виды товаров распространяется льготная ставка - 10%. Таковыми являются, например, ряд продовольственных и медицинских товаров, товаров для детей, периодические печатные издания, книжная продукция и т. д.

Осенью 2004 года заместитель главы аппарата правительства Михаил Копейкин представил план удвоения ВВП, который подразумевал снижение с 2006 года ставки НДС до 13%. Премьер-министр Михаил Фрадков поддержал идею и дал распоряжение министру финансов Алексею Кудрину и министру экономики Герману Грефу подготовить расчеты. В феврале 2005 года Алексей Кудрин в письменной форме отказался понижать НДС до 13% , заявив, что «эффект от снижения ставки НДС будет нулевой либо отрицательный». По его мнению, эта мера приведет к потере 362,1 млрд руб. (или 1,6% ВВП). Его поддержал министр экономики Герман Греф.

В конце января 2006 года во время командировок Германа Грефа и Алексея Кудрина Михаил Фрадков подписал трехлетнюю программу социально-экономического развития, добавив пункт о снижении ставки до 13% . Ставка так и не была снижена.

8 февраля 2008 годаВладимир Путинпообещал бизнесу введение «единой и максимально низкой ставки НДС». Глава экспертного управления президента (позднее - вице-премьер) Аркадий Дворкович разъяснил, что речь идет об унификации ставки налога на уровне 12–13% вместо нынешних 10% и 18%. Однако в этот раз Алексей Кудрин согласился с понижением, заявив, что «снижение НДС, безусловно, произойдет до 2020 года». В том же месяце премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал президента, а также предложил проанализировать возможность замены НДС на налог с продаж.

В апреле 2009 годаАркадий Дворкович заявил, что НДС стоит заменить на налог с продаж со ставкой не более 10%. «В последнее время мои прогнозы часто оказывались неудачными. Но думаю, что решение о снижении НДС с 2011 года можно ожидать»,- завил он. В сентябре 2013 года он предложил понизить НДС до 15% с 2015 года, заявив, что «красиво бы было: 2015 год и налоги 15%». По его мнению, снижение ставки НДС могло бы стать первым шагом на пути к его полной замене на налог с продаж.

В сентябре 2014 года первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что в правительстве идет «очень жесткая дискуссия» об изменении налогов, в том числе НДС, а также просьбе губернаторов «ввести региональный налог с продаж».

В марте 2017 года министр финансов Антон Силуанов предложил повысить НДС до 22%, снизив страховые взносы (около 30%). «Ставка страховых взносов 22% компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость»,- заявил глава Минфина.

Похожие публикации